§1.Объект и объективное

Объект (латинское objectum – основа сравнения, предмет воздействия, от латинского objicio – противопоставляю, располагаю вовне) – это в широком смысловом значении то, на что направлено какое-либо воздействие, деятельность. В узком смысловом значении объект определяется исходя из характера воздействия, например, когнитивный объект это то, на что направлена познавательная деятельность. Правовой объект это то, на что направлена правовая деятельность и юрисдикция и так далее.

Объект может являться реальным, вымышленным или кажущимся (галлюцинаторным). Причём реальный объект является тождественным объективной реальности, а проблемы с точным и полностью верным, истинным, его отражением не являются признаками объекта, а признаками источника деятельности – субъекта. Важно не путать с кажущимся или вымышленным объектами. Ключевая особенность объекта это его данность и независимость от источника деятельности обращённой на объект. То есть объект независим от субъекта, первый как часть объективной реальности условно постоянен, един и целостен, а как я сказал ранее – проблемы отражения, познания и интерпретации познанного это уже признаки субъекта, но о последнем я расскажу в следующем параграфе.

Проблема с восприятием понятия объект как заведомо истинной формы и содержания сущности происходит из-за отожествления самого понятия объекта с понятием определённых наук – естественных, где объект, в силу предметов самих этих наук, действительно является всегда реальной частью чувственного (физического) мира – процессом, явлением или телом вещественным, то есть фактически материально существующим. Но помимо объектов материальной реальности, есть сущности имматериальной природы, что было рассмотрено мной в предыдущей главе, которые в свою очередь могут являться объектами познания или другой деятельности. Так что в понятии «объективная реальность» не объективность констатирует факт существования, а реальность. Понимание, что объект действительно может быть кажущимся или вымышленным предметом познавательной или другой деятельности понадобится в последующем позже исследовании мнения, поэтому в этом параграфе о объекте необходимо было это свойство рассмотреть.

Процесс опредмечивания, преобразования в объект субъективного состояния называется объективацией и может протекать только лишь как восприятие объекта, без его ощущения; объективация лежит в основе интроекции – постижения мира и другого разума путём проецирования внутреннего содержания сознания субъекта познавательной деятельности.

То есть если сам объект не обязательно означает, что-то реально существующее на что направлено воздействие или деятельность, а может быть кажущимся или абстрактно сконструированным (вымышленным), то и объективное наследует эти свойства. А значит, нечто объективное может иметь характер абстракции, вымысла, галлюцинации или обмана – той или иной степени ложности. Рассматривая объект и объективное в отрыве от констатации их реальности, как объект реальности, нельзя понимать их как реально существующие, то есть объект и объективное не тождественны реальности и реальному, а предполагают, в основе своей, возможность направления на них каких-либо воздействий или деятельности.

Тем не менее, объективность всё равно означает свободу от субъективного, то есть условную независимость воздействий, деятельности и её продуктов от её субъективного содержания. Объективность заключается и предполагается в отражении объекта в том виде, в каком он существует или мыслится, в случае его вымышленного или кажущегося характера, а значит объективность это осуществление познания объекта и передача его, познания, продуктов субъектом без искажений последним даже в случае вымышленности объекта. Но таким образом объективность не является обязательно тождественной истине кроме случая, когда предметом деятельности или воздействия является само по себе что-то истинное.

Апелляции к объективности так же являются весьма популярными среди сторонников систем, борющихся за странный статус завершённой достоверности, едва ли не истинности, разве что религия держится на этом рубеже несколько скромнее, так как реальности в ней неприлично мало в силу явно вымышленного характера объектов. Да, объективность нужна в определённых ситуациях, когда это касается науки, но не искусства же. К чему объективное происхождение и первичность возникновения представления скажем о хаосе, если оно, скорее всего, неверное? Это просто запутывание гипотезами, не имеющими действительной полезности.

Сообщество привыкло к тому, что объективное значит неоспоримое и нужное, в некоторых разумах сложилась аксиома: «Объективное всегда универсально и наиболее эффективно, для любой ситуации нет ничего лучше объективного в случае постоянного распоряжения им». Такая ситуация и мнение сложились исторически. В своё время наука противостояла религии, у каждой стороны были свои сильные особенности – у науки это объективность, у религии доступность, плюс ещё сильный базис в форме финансов, людских, политических и территориальных ресурсов. Религия была понятной, доступной, обещающей, а не побуждающей, весьма эффективно увещевающей рассудки множества людей, где силой, где ложью. Религия была и есть поныне традиция, где-то культурная, где-то до сих пор интегрированная в все или многие сферы социума. Наука же показала модели, основанные на объективных законах реальности, следуя этим моделям, возможно было извлекать выгоду из некоторых видов деятельности.

Действительно хороши оказались эти модели и их апологеты, что сейчас объективность возводится в ранг совершенного эталона для всего, но существует масса сфер деятельности, где объективность не только не эффективна, но и вредна, если её по-прежнему отожествлять с истинностью. Религия оставила за собой призывы к вере и агностицизм, сохранив инструменты увещевания и запугивания, но это не суть.

Объективные суждения не истинны, если не отражают реальности, они лишь освобождены от субъективного, тем более, если над ними трудится изобретательность субъективная, то это может быть уже объективацией. Объективные суждения нужны в отношении субъект-объект и объект-объект (субъект выступает объектом). То есть, взяв частный случай, например, спящий человек, есть объект реальности – его тело, и вымышленный объект восприятия (объективация) – личность человека, являющаяся в случае спящего субъективным измышлением наблюдателя, так как чувственного ощущения личности и её продуктов, например, речи или поведения, наблюдатель не регистрирует.

На этом этапе резюмирую рассмотренное по объекту, объективному и объективности:

  • Объект это то, на что направлено воздействие и деятельность;
  • Объект может быть реальным, вымышленным и кажущимся;
  • Объективное и объективность наследуют свойства объекта и, в свою очередь, могут быть реальными, вымышленными и кажущимися;
  • Объективность это свобода от субъективного содержания, искажения субъектом в процессе отражения или познания объекта в условно определённой степени;
  • Объективизация это восприятие субъективного как объект в отрыве от чувственного ощущения, опредмечивание субъективного;
  • Объект и объективное не предполагает, но и не исключает тождественность или констатацию истины в обязательном порядке.

Рассмотрев объект и объективное, я могу перейти к связанным с этими понятиями субъекту и субъективному.

Copyrights ©Algimantas Sargelas; all right reserved