§1.Логика и философия

Как я упоминал в третьем параграфе первой главы философия это особая наука, изучающая фундаментальные явления, как в мире, так и в разуме, а также их внутренние и внешние взаимосвязи, а полученные данные формирует в систему знаний. Одной из дисциплин философии является логика, служащая рациональному исследованию и получению достоверного знания или утверждения даже без привлечения опыта, то есть с помощью теоретических построений, что часто требуется философии. Суть, роль и влияние логики на философию и вне её станут понятны из сказанного далее.

Логика (от греческого logos – слово, понятие, утверждение) – формальная наука о средствах, приёмах и формах интеллектуальной деятельности, в которую включаются теоретический поиск, без использования чувственного опыта, верного заключения на основе формулировки выводов из известных данных, полученных ранее или заведомо известных, в том числе, из опыта.

Логика к формам, средствам и приёмам интеллектуальной деятельности относит: суждения, понятия, умозаключения, определения, принципы создания суждений, понятий и умозаключений, правила установления связей между суждениями, понятиями и умозаключениями, а также законы мышления регламентирующие всё вышеперечисленное.

То есть цель логики это поиск достоверности, знания и истины сформулированного в конечном умозаключении. А задачи логики это рассмотрение известных данных, создание понятий и определение их внутренних и внешних связей, формулировка суждений и умозаключений, проверка достоверности созданного интеллектуального продукта.

Первоначально логика была сугубо формальной, к такой логике относятся почти все логические концепции, сгруппированные в категорию «традиционная логика» и созданные внутри различных видов философской мысли прошлого. Помимо формальной логики существует ещё диалектическая (от греческого dialegomai — веду беседу), которая преследует цели выявления и систематизации связей, принципов и законов коллективного мышления человечества или конкретной его группы с использованием методов и принципов диалектики, а также символическая логика как развитая формальная логики. Суть символической логики заключается в замене понятий, суждений и прочего, чем оперирует логика из формы слов формой условных символов выстроенных в систему с соблюдением тех же связей, принципов и законов.

Помимо формальной логики, которая преследует цель сохранения точного значения высказывания независимо от содержания понятий входящих в него, существует неформальное направление, исследующее то же самое, что традиционная логика, но в их естественной языковой форме. Можно сказать, что неформальная логика по форме понятий и оперируемых элементов находится на диаметрально противоположной позиции логике символической.

В традиционной логике выделяли два аксиоматических процессуальных подхода к построению умозаключений:

  • Дедукция (латинское deductio – выведение) – логический метод получения частного вывода из общих данных. Например, все камни твёрдые, а гранит камень, значит, гранит твёрдый;
  • Индукция (латинское inductio – наведение) – логический метод получения общего вывода из частных данных. Например, Ингвар маленького роста, Альгирдас маленького роста, Ян маленького роста и все они дети, значит все дети маленького роста.

Таким образом, если упрощённо, то логика это наука о получении верных выводов на основании известных данных путём установления между ними связей, подтверждения и опровержения умозаключений. Упрошённый пример: Ингвар маленького роста и ему пять лет, Альгирдас маленького роста и ему восемь лет, Ян маленького роста и ему семь лет, Степан маленького роста и ему двадцать лет, значит Ингвар, Альгирдас и Ян дети и дети маленького роста, а Степан карлик и карлики маленького роста, но дети не карлики.

Дедуктивный и индуктивный подходы совпадают с способами выполнения исследовательских операций не только в мыслительном плане это анализ и синтез:

  • Анализ (греческое analysis – разложение, расчленение) – процедура мыслительного и не только расчленения процесса, явления и предмета, а также их свойств и связей с другими процессами, явлениями и предметами на составные части. Противоположной анализу процедурой является синтез;
  • Синтез (греческое synthesis – соединение, составление) – соединение частей явлений, предметов и процессов в единую систему с фактуальной информацией либо без оной. Синтез имеет множество форм, в том числе как междисциплинарный метод систематизации.

Логика один из ключевых инструментов любой науки и имеет ряд фундаментальных понятий, на которых она строит свою структуру, к таким понятиям относятся:

  • Само понятие, которое суть есть осознаваемая совокупность отражаемых психикой общих и специфических признаков какого-либо явления или предмета;
  • Признак в свою очередь это нечто необходимое как условие утверждения существования конкретного явления, которому оно характерно (признак явления, признак чего-либо);
  • Дефиниция или логическое определение (латинское defenitio – ограничение) – операция описывающая содержание понятия путём перечисления его признаков и установления между ними связей;
  • Операция противоположная ограничению или определению это обобщение – операция логического приращения понятий путём объединения их по видовому или классовому признаку;
  • Суждение – мысль выражающая подтверждение или отрицание чего-либо. Точное и конкретное суждение называется тезисом или суждение-тезис и обосновывается аргументацией (аргументом);
  • Аргумент – суждение или совокупность суждений доказывающих и подтверждающих суждение-тезис;
  • Опровержение – суждение или суждения направленные против тезиса с целью выявления его ложности; антитезис это опровержение;
  • Гипотеза или гипотетический тезис – суждение с предполагаемой истинностью и требующее доказательства;
  • Доказательство – операция установления истинности суждения;
  • Истинность – соответствие мысли (суждения, знания и так далее) действительности, мысль отражающая реальность;

Это далеко не все понятия используемые логикой, но основные, которые необходимы для выражения мыслей этого параграфа. А теперь можно перейти к фундаментальным законам логики:

  • Закон достаточного основания утверждает, что всякое суждение для того, чтобы приниматься как достоверное, должно быть объяснено, обосновано, доказано. То есть закон в-первых, выдвигает степени достоверности указывающие на доказанность и близость к истине, и в-вторых, исключает суждения апеллирующие к вере без оснований избегающие обоснования и доказательства. Закон отражает фундаментальный принцип логики в её поиске близости к истине – необходимость обоснованности суждения. Важным нюансом закона достаточного основания является отсутствие символической формулировки, так как характер доказательства может быть разным в зависимости от выбранных методов и так далее;
  • Закон противоречия утверждает, что два суждения о одном и том же противоречащие друг другу не могут быть одновременно истинными, либо одно из них или оба ложны;
  • Закон исключения третьего утверждает, что из двух суждений одно является истинным, если одно из них является отрицанием другого. Не могут являться ложными одновременно суждения, например, «небо голубое» и «небо не голубое», одно из них истинно;
  • Закон тождества предполагает, что в процессе постановки умозаключения каждое суждение и понятие должно использоваться в одном и том же смысле. Закон имеет символьную формулировку «А=А», где А – любое понятие или суждение;
  • Закон импликации отрицания утверждает, что если в ходе отрицания суждения логическое построение приходит к этому же суждению, то оно истинно. Другими словами если необходимым условием ложности суждения является его истинность, то это суждение истинно.

Разумеется, это не все законы логики, но перечисленных фундаментальных достаточно для понимания механизмов этой науки. Более того, некоторые ветви логики могут обходить законы традиционной логики или вовсе их отменять. Но подробному рассмотрению как самой логики в общем, так и её законов в частности можно уделить отдельную книгу, я же в этом параграфе преследовал цель знакомства с этой наукой в её сути и фундаментальных принципах, критериях и законах. Так что закончив с логикой можно вернуться к сатанизму в свете сказанного и задаться вопросом его научности.

Сатанизм, в отличии от религии, не избегает логики и широко использует её для своих исследований, так как в числе прочих предметами сатанизма являются имматериальные категории, исследование которых чувственным опытом или экспериментом проблематично, поэтому сатанизм высоко оценил инструментарий предоставляемый логикой и к использованию этой науки я ещё не единожды прибегну на страницах этой книги. Тот факт, что сатанизм комплекс философских концепций, который в своих исследованиях широко использующий логику выводит его из ниши антинаучных и ненаучных религиозных, парафилософских и квазинаучных учений на качественно иной уровень, который позволяет говорить о научности сатанизма, в соотношении философия, логика и сатанизм уж точно.

Copyrights ©Algimantas Sargelas; all right reserved