§3.Личность и индивидуальность

Этот и два предыдущих параграфа можно объединить в один, так как их предметы настолько тесно связаны, что представляют собой единую тему. Но я разделил тему на три параграфа, чтобы порционно предоставлять сведения, а также не перегружать заголовок, что поспособствует более лучшей ориентации в информации читателя. В этом параграфе предметами исследования выступают личность и индивидуальность; вторая является наследницей  уникального Я, а первая отражением связи индивидуальности и социальной среды, и обе неотъемлемо связаны друг с другом, зачастую сливаясь в единое целое, в котором различить что есть что может только специалист.

Индивид (латинское individum – неделимый) – первоначально это аналог греческого атома (неделимого) внедрённый Кикероном, но в таком значении уже давно не употребляемый. В настоящем под понятием индивид понимают единую совокупность свойств и качеств разумного существа, являющихся для него неотъемлемыми и в совокупности делающими субъекта уникальным. То есть эта совокупность неделима и индивид представляет собой продукт уникального Я или самости субъекта разумной деятельности; индивид это результат самосознания, когда волевым рациональным актом психическое воспринимается и дифференцируется от среды, а затем схватывается в этом моменте.

В свою очередь индивидуальность – это деятельная констатация состояния индивида и проявление такого состояния путём некоего своеобразия в различных формах. То есть индивид может намерено или неумышленно оставлять отпечаток такового своего состояния в продуктах своей деятельности; наиболее заметны такие следы в творческих продуктах; описанные выше деятельность и её продукты является индивидуальностью.

Из сказанного выше должно быть понятно, что индивидуальность как проявление неотъемлемых свойств и качеств не может заключаться в любой отличности, в том числе искусственной. Поясню на примере, некая одежда, создающая визуальный образ даже в случае его уникальности, не может быть частью индивидуальности, так как одежда может быть изъята от индивида без потери его целостности. Иными словами, существо, теряющее индивидуальность, если снять с него штаны, индивидуальностью никогда и не обладало.

Личность – это свойства и черты социального бытия индивида, в которых проявляется его индивидуальность; то есть личность может рассматриваться  с позиции процесса как устойчивая система социального поведения индивида обусловленного и корректируемого на основании включённости субъекта в социальный контекст. Поэтому часто путают или смешивают понятия индивидуальность и личность; так же путают понятия личность и интимность, отождествляя их, что в корне не верно. В последнем, например, говорят о личной информации как о интимной, то есть скрытой от посторонних, в то время как личное как раз социально представленное; но такие ошибки характерны обывателям, а не специалистам.

В отсутствии социальных связей, в том числе косвенных, то есть, будучи полностью исключённым из любой социальной среды, индивид теряет личность, но сохраняет индивидуальность; а вернее индивид теряет необходимость и/или возможность поддерживать и транслировать свою личность, её значение девальвируется, а использование исключается. Но имея личность (прошедший психическое становление индивид) индивид, попав в вышеназванные условия, зачастую от неё не отказывается, а создаёт искусственные условия для её трансляции (вспомни Робинзона Крузо – персонажа одноимённого романа Дефо). Теоретически и в укрупнённых моделях без детализации можно представить индивида без личности, но с детализацией или, тем более, в практике, сложно; однако, представить индивида прошедшего психическое становление вне социума (любого, даже ничтожно малого) не менее сложно. Человек существо социальное, то есть личность.

Так как личностью это социальное бытие индивида, то с этим явлением, независимо от определённого индивида, неизбежно возникает ряд проблем, главные из них это столкновение сути индивида (его Я-самости) и образа в восприятии социума, а так как сам социум состоит из ряда субъектов индивидуальности (личностей), то эти проблемы усугубляются, а проявляются они в формах ответственности, прав и образа личности-индивида в целом. Усматриваемая связь понятий личности и лица или личины не только этимологическая, но и совпадающая в многом в области смыслового значения: личность – социальное лицо индивида.

Таким образом, главная проблема настоящего индивида, его сути, Я-самости выражающаяся в индивидуальности и сталкивающаяся с образом личности, на которую оказывает влияние социум. То есть это проблема главной темы главы – свободы личности, где свобода это разница индивидуальности и личности; и чем меньше эта разница, чем полнее и аутентичнее в социумах может проявлять свою индивидуальность индивид, тем он свободнее. Разумеется, я не буду раскрывать тему главы в заключении этого параграфа, лишь забегая вперёд делаю очевидный вывод о назначении исследования проведённого выше и того как важно оно в изучении главного предмета главы – свободы личности.

Copyrights ©Algimantas Sargelas; all right reserved