Значение литературы в искусстве и науке

Художник Whendell Souza

Значение литературы в искусстве

Искусство – это "я", наука – это "мы".

Клод Бернар

Первое что необходимо сделать, так это дать определение самой литературе, и не смотря на то, что я это делаю почти в каждой статье про литературу, по понятной причине, это не будет лишним и здесь. Литература (латинское litteratura – написанное) – это совокупность речевых конструкций запечатлённых в устной и письменной форме, например словесность (устаревшее) или письменность (часть литературного целого). То есть к литературе относятся не только крупные произведения вроде романа или повести, а даже любовные письма или краткие записочки; а также устное творчество, те же пословицы например. Поэтому нелишним будет ещё раз акцентировать внимание на том, что фраза "устная литература" совсем не оксюморон, коим она может показаться какому-нибудь обывателю; и рассуждая о значении литературы в искусстве и науке следует не упускать из сознания вышеизложенную информацию.

Задаваясь вопросом о значении литературы в искусстве следует уяснить, что она сама является одним из его видов. Художественная литература – это вид искусства, в котором речевые конструкции являются средством отражения авторского вымысла. Таким образом, вопрос о значении литературы в искусстве должен скорее восприниматься как её место среди видов искусств, а также связи и взаимовлияние с ними; то есть речь о значении художественной литературы, а не о том, как литература обслуживает само искусство своими средствами и особенностями. Хотя последнее так же имеет место, но уже в случае не художественной литературы, а тех её видов, которые своей основной целью имеют это самое обслуживание. Сказанное выше важно, особенно понадобится в последующем, поэтому советую обратить на эти слова особое внимание.

Художественная литература с момента своего появления в устной форме является для автора самым доступным средством выражения своих задумок, так как речью хоть как-то владеет каждый умственно полноценный человек, в отличие от навыков скульптуры, музицирования и так далее. И являясь самым доступным средством, она остаётся одним из самых выразительных и глубоких средств по той же причине – речь так же доступна к пониманию каждым психически развитым индивидом. Так литература воплощает в себе концепцию: легко освоить азы, но трудно стать мастером. Можно ограничится средствами простого выражения, а можно создавать сложные конструкции, содержащие аллюзии, изменяющиеся элементы, находящиеся в созависимости по сегментам и так далее – дело выбора и таланта автора, а литература в свою очередь обладает необходимым набором инструментов. Учитывая то, что искусство – это выражение автором своего в многом уникального, по своему особенного восприятия и отношения как к окружающей действительности, так и к себе, то переоценить значение литературы в искусстве невозможно, ведь оба служат коммуникации. Да, с одной стороны автор далеко не часто задаётся целью донесения чего-либо до других, ему важно выразиться в произведении, а когда последнее создано, то его не обязательно заботит воспримет ли его кто-либо, ведь это самовыражение, а не донесение. Но одно другому не мешает, ведь избирая знакомые себе инструменты для выражения, автор зачастую делает произведение доступным к восприятию других, так же владеющих этими инструментами. Здесь я вновь вернулся к мысли о том, что литература очень доступная форма деятельности, как к созданию, так и к восприятию; а значит пора перейти к следующей части темы: значению литературы для науки.

Значение литературы в науке

Собственно значение литературы в науке является едва ли не решающим, так как без письменной литературы сохранение и воспроизведение научного знания было бы если не невозможно, то предельно затруднено ввиду того что, наука(и) – особый вид деятельности служащий получению систематизированных и наиболее объективных представлений о действительности, а также область культуры, созданная этой деятельностью. Соответственно индивиду, потенциальному учёному (как далеко это слово не было бы от реальности), сложно достаточно точно, в полном объёме, без пусть и внесознательного, но влияния своей индивидуальности, устно передавать и воспроизводить одно и тоже – научное знание. Говоря проще, то без записей средствами литературы неизбежно возникнет изменение оригинального, причём не обязательно в сторону улучшения, скорее наоборот: искажения, профанации и всего того, что науке на пользу не пойдёт ну никак. А если устранить из инструментария и устную литературу, то наука на мой взгляд обречена; уже поэтому значение литературы в науке огромно и хорошо иллюстрируется делением на доисторический период в культуре человечества и исторический. Последний и само возникновение исторической науки (первоначально только исторических исследований) стало возможно благодаря письменной литературе, а та обязана созданию письменности.

Несложно заметить, что определяющее значение для науки имеет письменная литература, что ярко отличает случай сравнения с искусством; не удивительно, ибо эти явления сами по себе отличаются в деталях, сходясь в своей потрясающей общности существования. Я о том, что большинство привыкло, что есть наука, искусство, литература и вся культура их включающая, и не трудятся окинуть их взором разума и осознать их величие, то, что они предоставили человечеству; но это так – к слову. Важно понимать то, что на службу науке поставлена та литература, которая является не только письменной, но и не художественной, то есть документальной и собственно научной. В свою очередь документальная литература – произведения не содержащие вымысла, но в ряде случаев (например, очерк) допускающая публицистическую оценку автора. А научная литература – это совокупность произведений, создаваемых в результате научных исследований, с целью сохранения (документирования) и передачи полученных сведений другим.

Подводя итог этому краткому исследованию, носящему скорее характер ликбеза, я могу сказать, что если в отношении науки в принципе-то понятно любому: существовать без литературы науке станет весьма затруднительно, то касаясь значения художественной литературы в целом и для искусства, как его части, куда сложнее. С одной стороны явление есть и оно хорошее, полезное, нужное, с другой же искусство может существовать без художественной литературы; да, обеднеет, но не прекратит существовать в принципе. В последнем и глубине таковой проблемы значения художественной литературы и кроется названная сложность; но это уже тема отдельного, более глубокого и специализированного исследования в ходе которого на поле эстетики сломана уже не одна тысяча копий.

В этой статье я задавался только вопросом о значении литературы в науке и искусстве, а вот о мировой литературе и её общем влиянии на культуру, человечество и определённого человека, её значении как научной проблеме, я рассказал в другой статье, так как тема более обширная с другими предметами.

январь 4715

(с) Algimantas Sargelas

Другие статьи про литературу

Copyrights ©Algimantas Sargelas; all right reserved