Основы теории литературы

Автор иллюстрации Whendell Souza L.

Основы теории литературы

Первое, что следует узнать, касаясь темы основы теории литературы, так это, что такое сама литература в общем. Литература (латинское litteratura – написанное) – это совокупность речевых конструкций, запечатлённых в устной и письменной форме (словесность и письменность); то есть, литература – это и записка на холодильнике про котлеты на плите, и фольклорная пословица, передаваемая из уст в уста, а также любая эпопея или роман, занимающие сотни печатных страниц. Таким образом, теория литературы – это система знаний, тезисов и их оснований о совокупности речевых конструкций, запечатлённых в устной или письменной форме. Но это определение раскрывает объект изучения, а о предмете я расскажу позже. В данной статье речь идёт о научном подходе в изучении литературы, а посему в определении необходимо понимать, что знания и прочее указанное научные, а сама теория литературы является частью филологии, которая, в свою очередь, делится на лингвистику (или языкознание, языковедение) – науку о языке и на литературоведение – науку о самой литературе. Однако, предметы у этих наук различны, одна изучает инструмент (язык), другая продукты, созданные с его помощью (литературу); но сами эти науки тесно связаны. Здесь будет рассматриваться только теория литературы, что ясно из заголовка, но помимо этой, литературоведение включает две другие крупные дисциплины: история литературы и литературная критика.

Разобравшись с тем, что такое литература, литературоведение, дисциплины последней и связанная с ними лингвистика, можно перейти к изучению основ теории литературы. Теория литературы тесно связана с философией, а точнее, с дисциплиной последней – эстетикой; они обе задаются вопросами критериев художественности, идейности, смысла, прекрасного и красоты, стиля и прочего из соответствующих категорий. Некоторые исследователи называют теорию литературы не иначе как философия литературы, с чем персонально я не могу не согласиться.

В свою очередь теория литературы содержит три раздела: поэтика, эстетика литературы и теория литературного процесса; на них я остановлюсь подробнее.

  • Поэтика – этот раздел изучает специфику структуры литературных произведений в их элементарной и комплексной составляющей, а также приёмы поэтического производства и форму его продукта. Если иначе, то поэтика как раздел теории литературы формирует систему знаний о средствах и приёмах выражения в поэтическом искусстве; последнее ясно свидетельствует о том, что предметом поэтики является всякий поэтический продукт художественной литературы. Поэтика зачастую описательна, а не нормативна (констатирует существующее без повеления к тому, что и как должно существовать);
  • Эстетика литературы системно изучает неслужебное творческое восприятие многообразия форм окружающего и внутреннего мира всякого воспринимающего (например, человека), а также их строение и модификацию, которые находят своё отражение в литературе. То есть, этот раздел переносит предмет эстетики на свой объект – литературу. Вообще определять эстетику можно богато, широко и одновременно глубоко, в чём-то по-разному, но главное в данном случае всё равно верно, так как предмет эстетики содержит весь мир (включая внутренний мир разумного существа) в всём его многообразии. Поэтому здесь я избрал определение поскромнее;
  • Теория литературного процесса изучает последовательное изменение художественной литературы с обобщением предпосылок и оснований к ним (изменениям), а также закономерностей в их протекании (как целостный и внутренне взаимосвязанный процесс) и следствий этого процесса. Если просто, то этот раздел изучает изменение мировой литературы в культуре человечества вчера, сегодня и даже завтра.

Предмет теории литературы

Предмет научного интереса – это совокупность признаков, черт и свойств какого-либо объекта, делающих его завершённым и позволяющим рассматривать его как в отрыве от других объектов, так и в связи с ними. Если иначе, то предмет – это какие-либо избранные свойства объекта, явления, которые могут изучаться в отрыве от других свойств этого же объекта. Касательно темы этой статьи, то проблема состоит в том, что научное сообщество определяет целый ряд предметов теории литературы, в зависимости от подхода и системы представлений о наиболее актуальных связях как самой литературы, так и её теории. Так как эта статья не является исчерпывающим или хотя бы претендующим на таковое исследованием, а лишь в общих чертах затрагивает тему, потому и называется основами теории литературы, то я ограничусь тремя предметами с их неполным раскрытием, избрав их в качестве иллюстрации. Итак, первый подход – содержательный, на мой взгляд, наиболее близкий к сути объекта, так как избирает основным своим предметом черты этой самой сути литературы как явления.

  • Предметом теории литературы при содержательном подходе называется способ(ы) построения литературного произведения (его структуры) и его содержательный продукт. Этот подход затрагивает понятия идеи, фабулы-сюжета, темы, художественной композиции, стиля изложения и прочего подобного. То есть то, что я назвал чертами сути литературы (но не самой сутью, безусловно);
  • Социологический подход к определению предмета теории литературы называет последним особенности отражения социальной действительности в символах-образах. Я сразу могу назвать упущение в этом подходе в том, что литература не всегда отражает действительность. Однако, этот подход акцентирует внимание на образе, методе изложения, мировоззренческой связи, даже классовости, этничности, народности и подобном;
  • Исторический подход понятен и не является столь уязвимым к замечаниям, как предыдущий; этот подход считает предметом теории литературы производство литературы как целостный исторический процесс. Несложно понять, что в данном случае от литературоведения здесь столько же, если не меньше, чем от истории как науки и области знаний. Литературоведческая составляющая выделяет в историческом процессе создания произведений закономерности и особенности структуры, что находит отражение в типологизации по литературным родам (см.статью), литературным видам (см.статью) и литературным жанрам (см.статью), а также направлениям и общим принципам.

Объект – нечто существующее в объективной действительности, независимо от восприятия кем бы то ни было. И то, что объектом изучения литературоведения в общем и теории литературы в частности является сама литература (как объективно существующее явление действительности), я полагаю, и так понятно, без дополнительного пояснения, но я его сделал на всякий случай.

январь 4715

(с) Algimantas Sargelas

Другие статьи про литературу

Copyrights ©Algimantas Sargelas; all right reserved