§4.Выводы по главе двадцать

Этатизм (французское etat – государство) – понятие, обозначающее идеологию и политическую практику абсолютизации роли и значения государства в социально-политической и экономической деятельности и бытии социумов входящих и включаемых (иногда искусственно и насильно) в государство. То есть, в-первых, государство воспринимает всех граждан как участников государства, независимо от их роли и степени включения (хотя не каждый гражданин обязан участвовать в политической жизни и реализовывать свои права, например, избирательные); в-вторых, государство вмешивается в все виды деятельности гражданина, а по факту любого индивида (не только с позиции регулятора, кстати, весьма наглого, но и в качестве определителя деятельности, например, распределение на должности после получения образования); в-третьих, государство воспринимает себя как главную ценность, в сравнении с которой остальное вторично, в том числе благо граждан и уж тем более определённого гражданина, стабильность региональной и мировой ситуации, и прочее-прочее. Этатизм это существование государства как высшей ценности, где оно управляет всем чем может, и старается подчинить то, что ему неподвластно; да, весьма схоже с империализмом, но всё равно разные явления политической действительности.

Фашизм (итальянское fascio – связка, объединение) – в широком смысловом значении это социально-политическая теория (идеология) и практика (политический режим) тоталитарного типа сочетающий этатизм и классовую и/или расовую/национальную дискриминацию, а также соответствующую концепцию классовой и/или расовой/национальной исключительности одних и ущербности других предметов таковой концепции. То есть фашизм это слияние этатизма и расизма/национализма; без этатизма и власти им предоставляемой фашизм не представляется реализованным в практике, а остаётся частными концепциями классовой и/или расовой/национальной исключительности, что уже отражено тем же нацизмом.

При фашизме этатизм государства устанавливается на националистической базе (чаще), либо на классовой (реже) и ярко выделяется агрессивной реализацией своих дискриминационных шовинистских взглядов на классовой и/или национальной почве, приводящих к геноциду. Это неизбежно в случае достижения националистической идеологией господствующей политической власти, так как восприятие кого-то (нации, этноса, класса) как заведомо худших, якобы ущербных и обладание властью побуждает к реализации своей неприязни. То есть любая подобная дискриминация это содержание, а прочее лишь её формы, зависящие от степени возможности субъекта неприязни реализовывать её в практике, от декларации своих мнений до геноцида.

Этатизм и фашизм, равно как расизм или национализм являются консервативными, часто реакционными, концепциями и идеологиями, а их политическая практика бесполезна как для граждан, так и для прочих объектов, если таковые имеются. Первый подменяет корневой политический идеал государства как политического образования граждан для взаимодействия и содействия (государство инструмент) уродливой концепцией восприятия самого государства как воплощения этого идеала (государство сама ценность), и отбирая у граждан их политическую свободу как одну из возможностей реализовывать свои потребности в угоду обслуживания этой искусственной и ложной ценности – государства. Второй являясь смесью ксенофобии, агрессивной дискриминации и дробления гражданского общества на классы по надуманным признакам, не являющихся достаточными для этого основаниями, с первым наследует и его недостатки и недостатки расизма с нацизмом, даже с любым национализмом независимо от формы последнего.

Сатанизм, понимая проблемы создания некоего сатанистского государства (например, сатанист не подчиняется директивам и императивам другого сатаниста, а второй их не выдвигает), а также из-за немыслимости сатанистом-индивидуалистом обслуживания какой-то надсистемы вне сатанизма, отвергает этатизм, а зная, что сатанизм и расизм или национализм чужды друг другу, то сатанизм отвергает и фашизм. Даже в случае политической деятельности в демократических условиях у сатанизма мало возможностей для реализации своих мотивов вне их лоббирования, так как сатанистов относительно мало, а посему влияние их избирательного волеизъявления сравнительно невелико. В виду последнего среди сатанистов пользуется успехом концепция политической аристократии, где политической деятельностью занимаются профессионалы, эксперты. Но сравнивать актуальные политические режимы от фактических демократий до номинальных (де факто олигархий) я не буду, так как это не является темой главы. Главное, что сатанизму чужды как этатизм, так и фашизм.

Copyrights ©Algimantas Sargelas; all right reserved