§1.Сущее, сущность, существо

Сущее – одна из крупнейших фундаментальных категорий онтологии обозначающая совокупность всего существующего, материальную и имматериальную конкретность всего, что есть – существует, то есть сущее это совершенно всё в совокупности своей. Сущее не отражает никаких признаков чего-либо существующего кроме самого факта существования. Сущее в своей полноте состоит из сущностей, которые и составляют эту совокупность.

Сущность – содержательные признаки какой-либо части сущего выделяющие эту часть в её само идентичности, конкретности, ограниченности и аутентичности от других частей сущего, то есть эти содержательные признаки составляют суть предмета и определяют остальные его качества и свойства, без этих признаков, сущности, он не мог бы существовать.

Сущность помимо своей характеристики комплекса содержательных признаков чего-либо конкретного, то есть сути, обозначает также отделённость предмета по отношению к другим схожим или отличным в тех или иных производных свойствах; такая отделённость происходит из самой сути предмета, которую формирует и/или отражает сущность.

То есть сущность может иметь два определения одновременно и гармонично обозначающих оба её качественных содержания:

  • Сущность как синоним сути отражающая содержательные признаки и качества предмета, по отношению к которым есть вторичные свойства являющиеся производными этих признаков и качеств;
  • Сущность как обозначение чего-либо конкретного выделенного из многообразия сущего благодаря особым признакам описанным выше.

На протяжении совершенствования философской в общем и онтологической мысли в частности сущность определяли по-разному, иногда даже от неё отказывались как от чисто умозрительной категории, но я нахожу сущности формой гармоничной самоорганизации сущего в категории, классы, конкретности и так далее, в которых может быть отражена суть любого явления, вещи и предмета, а также их категорий, групп и прочего.

Существо – нечто обладающее способностью ощущения и/или психофизиологического восприятия и поведения на основании ощущённого и воспринятого. То есть к существам относятся все живые (ощущающие) организмы (живые существа), носители психики и прочие способные к поведенческим реакциям на основании ощущения и восприятия, но не на основании восприятия материального как свойства возможности оказывать и принимать воздействие, иначе существами были бы практически все физические тела и явления.

Существо независимо от его природы, материальной, имматериальной или смешанной, так или иначе отражает своё существование, живое существо находится в особом процессе – жизни, к рассмотрению которой я приступлю позже в этой главе.

Существо не ограничивается категорией чего-то живого, так как существо может быть имматериальным, в том числе вымышленным. Вообще свойство чего-либо быть вымышленным или кажущимся можно обнаружить практически в всём с определёнными допущениями и оговорками, так что не следует рассматривать в данном контексте свойство существа к вымышленности как часть его сущности, ибо это вторичное свойство.

Иногда существо в речи обозначает то же самое, что суть, например, «само его существо (суть) заключало в себе нечто тайное для окружающих, но определённое для него самого» или «целесообразно тщательно скрывать существо (суть) своей личности», но такое употребление не более чем фигура речи и понятия эти не синонимы.

Резюмируя, сущее это совокупность фактов существования - сущностей, которые есть формы конкретного выделения из сущего и отражения содержательных признаков – сути этого выделения, а бытие это способ и форма существования какого-либо «факта» или их совокупности. Из сказанного можно понять, что понятия сущее и бытие не тождественны, но о последнем я расскажу позже, а сейчас перейду к существованию.

Copyrights ©Algimantas Sargelas; all right reserved