§3.Сатанизм и философия

Философия это любовь
к бережно собранной мудрости
откровений природы.

Вопреки распространённому мнению, которое расшифровывает философию как любомудрие или любовь к мудрости, я понимаю и трактую это понятие иначе. А именно: философия – это системно обобщённая мудрость, опыт и знания, то есть наука, обобщающая знания, анализирующая, синтезирующая эти знания и дающая заключения, формирующая своё знание на основании максимально широкого и полного круга сведений из различных областей.

Философия – это наука, исследующая, в большинстве своём теоретически, наиболее общие и фундаментальные явления мира и разума в всех их проявлениях, а также устанавливающая связи и механизмы как внутренние, так и между исследуемыми явлениями; то есть философия ищет первопричину, а лишь затем выявляет связи, механизмы и законы. Философия прошла своё становление через множество стадий и является самой древней наукой, включающей, на данный момент, множество дисциплин, среди которых логика, метафизика, онтология, эстетика, этика, эпистемология, аксиология и другие.

Философия формирует общие понятия и принципы, относящиеся к миру, реальности, сознанию, обществу и культуре. То есть философия самостоятельно познаёт и выдвигает гипотезы, подтверждает их и строит теории согласно своему методическому аппарату. Последнее подтверждает её научность, то есть стремление познать действительность, а не доказать мнение. То есть в философии ключевую роль играет не вера в мнение авторитета, а реально достигнутое и понятое знание о действительном мире, его процессах, законах и принципах, которое, в том числе, имеет практическую или культурную ценность.

Философия базирует своё знание на реальном мире и том, что может выявить в нём, исследуя обширное поле действительности; также философия исследует категории, включённые в познание, такие как «реальное/нереальное», «идеальное/материальное» и так далее. То есть философия способна описать сама себя, объект и предмет своего исследования, а также выявленные закономерности и принципы.

По отношению к разумной деятельности или процессу философия может иметь несколько позиций отношения:

  • Исследовательская позиция, она же основная – поиск достоверного знания и истины;
  • Вмешивающаяся позиция. Здесь философия может заменять собой процесс или сферу деятельности; например, философия способна заменять религию и религиозное мировоззрение;
  • Критическая позиция, с которой философия может выступать с критикой и предложением более конструктивных решений;
  • Дополняющая позиция. Из-за обширного исследовательского поля философии она способна дополнять пробелы в знании в той или иной сфере, которые недоступны в силу разных причин другим научным дисциплинам.

Философия выполняет следующие основные функции:

  • Мировоззренческая функция. Философия способствует формированию мировоззрения как восприятию и пониманию наиболее доступной реальной (доказанной, достоверной и аргументированной) и целостной картины мира;
  • Исследовательская функция. Философия создаёт и развивает новые направления теоретических исследований;
  • Методологическая функция. Философия создаёт, совершенствует и обосновывает правила и походы исследования для себя и других, более частных наук, которые, кстати, прошли становление в самой философии;
  • Критическая функция. Философия выступает с критикой знаний, отношений и мнений в науке, обществе и других сферах культуры и человеческой деятельности;
  • Идеологическая функция. Философия создаёт модели лучшего устройства общества с точки зрения политики, социальных и экономических отношений;
  • Футуристическая функция. Философия прогнозирует изменение в тех или иных сферах, которое будет достигнуто в будущем при настоящих тенденциях и усилиях, либо которое может быть достигнуто в случае выполнения определённых действий в настоящем.

Примеры ненаучной философии столь же часты, как примеры псевдонаук или иллюзорного научного знания. Такие примеры имеют место в истории, как философии, так и частных наук в периоды открытых вопросов или кризисов. Но наличие, как кризисов, так и ошибок отдельных направлений или частных лиц не служит сколько-нибудь доказательством ненаучности философии или ошибочности частных наук.

Существует дискуссия о том, наука ли философия и сомнительно, что этот вопрос будет разрешён. Но учитывая ряд фактов, среди которых формирование наук в философии и способность философии давать достоверные знания в частных вопросах, тем более с практической и культурной ценностью, несмотря на свой категориальный предмет исследования, можно утверждать, что философия не только наука, но и содержит нечто большее. Являясь началом научных изысканий, философия на данный момент является ещё и итогом научного знания, обобщая данные частных наук, философия даёт приемлемые ответы на вопросы, перед которыми частное знание бессильно или вообще «слепо». Философия помимо самостоятельного формирования знания обобщает знания частных наук и даёт им теоретическую оценку, таким образом, определяя гармоничное включение этой информации в целостные теорию и картину мира.

Как пишет неизвестный, к сожалению, мне автор: «Близость философии и религии расположена в двух аспектах. Первый из них: религия и философия, обе, являются мировоззренческими формами общественного сознания. Второй – в процессе эволюции самого мировоззрения религия предшествовала философии, а поэтому философия по отношению к религии является следующим, более высоким типом мировоззрения. Но между религиозным и философским мировоззрениями есть существенные различия.

Содержание религиозного мировоззрения отражено в представлениях, образах, легендах и воспринимается на веру. В силу этого религия не в состоянии ни отразить мировоззренческую истину, ни сделать ее доказательной. Религия предлагает своим последователям только верования, а не мировоззренческую истину. Находясь на уровне, по Гегелю, духовно-практического освоения действительности, религия не может понять даже себя, другими словами – не может дать истину о самой себе.

Философия – это теоретический вид мировоззрения, а поэтому «схватывает мир в мысли» (Гегель, примечание автора). Она, во-первых, абстрактно синтезирует в себе и приводит в гармоническую систему совокупность всех результатов научного познания мира, и, во-вторых, в качестве мировоззрения выходит далеко за рамки этих результатов. Для ее духовно-абстрактного освоения действительности нет пределов, для своего вторжения нет запретных областей познания. В силу всего этого она в состоянии постичь религию в ее реальной и в ее сверхъестественной (иллюзорной) действительности».

Выше я описал философию, выступающую в роли познавательного аппарата, науки и системы знания, но существует также форма философии как «философия индивидуального мировоззрения» или так называемая «философия личности», о ней расскажу далее.

Философия личности изучает структуру, мотивы и внутренние процессы личности, детерминанты этого; также она изучает отношение личности и уникума, личности и бесконечности, личности и мира, личности и общества. Несложно заметить, что ключевой объект это личность. Исследуется её самосознание и понимание себя как таковой, влияние, как самой личности, так и мира на себя и своё окружение, то есть поле личности, как в деятельности, так и бездействии, так как бездействие тоже ведёт к результату, а значит, является формой влияния, как это не парадоксально.

Философия выделяет помимо мировоззрения как совокупности мнений, взглядов, ценностей, мотивов и прочего в личности, также мировосприятие, миропонимание и мироощущение.

  • Мироощущение – это отношение личности к всему объективно сущему в мире;
  • Мировосприятие (менталитет) – это личное восприятие всего и частного в мире и формирование к нему личной установки, отрицательной, положительной или нейтральной. Менталитет значительно укоренён в сознании личности, что формирует её стили поведения исходя из отношений к тому или иному в мире;
  • Миропонимание (мировоззрение) – то есть помимо самого наличия мнений, должно существовать и понимание их формирования, сохранения и воспроизводства.

Мироощущение и менталитет являются значительной частью мировоззрения личности наравне с принадлежностью к определённой культуре сознания, частной или несколько более групповой. Важно не путать культуру сознания с культурой человечества, где последняя совокупность продуктов человеческой деятельности.

Благодаря мировоззрению деятельность разумного существа становится целенаправленной, детерминированной и осмысленной, в той степени, в какой развито это мировоззрение; а существует четыре основных типа мировоззрения:

  • Мифологическое мировоззрение – формируется исходя из образного восприятия мира и сохраняется благодаря концентрации на чувственном восприятии окружающего и описания опыта в образах, в данный момент встречается редко;
  • Религиозное мировоззрение – воплощено в концепции сверхъестественного и непостижимости последнего, сохраняется благодаря убеждённости в описанном выше и слепой, религиозной, вере удовлетворяющейся только желанием поверить и, соответственно, не требующей других оснований, как например, аргументированности или достоверности;
  • Философское мировоззрение – базируется на интеллектуальном познании мира и выявлении его фундаментальных законов и принципов, изучении механизмов и связей, сохраняется подтверждением в опыте полученных знаний, то есть теоретической достоверности, действительности и практической эффективности;
  • Научное мировоззрение – сходно с философским, разница в более экспериментальном, практическом типе познания и стремлении отрицать как практически бесполезное непознанное или представляемое на конкретный момент непознаваемым, либо непознаваемым принципиально.

Рассмотрев философию можно подвести краткие итоги её основных признаков и сравнить их с сатанизмом для установления схожести первого с вторым. Сатанизм, безусловно не является наукой, но выступает в том числе и как определённое системное мировоззрение личности включающее в себя мироощущение, мировосприятие и миропонимание базирующееся на фактическом познании окружающей действительности и разума, а также связей и отношений первого с вторым. Сатанистское мировоззрение не относится полностью к научному, так как не отвергает из-за практической бесполезности или почти бесполезности то, что не познано или не может быть познано разумом принципиально.

Однако мировоззрение сатанизма весьма схоже с философским, что позволяет утверждать тесную связь философии и сатанизма, а последний рассматривать как комплекс философских концепций отвечающих всем или многим признакам и критериям философии.

Последнему утверждению соответствует наличие в сатанизме функций философии заключающихся в следующем:

  • Исследование мира в поиске достоверного знания с использованием всех доступных знаний и теорий без отвержения теоретически достоверных только по признаку их практической бесполезности;
  • Критическое отношение к утверждениям из совпадающих или смежных сфер интересов исследований сатанизма;
  • Прогнозирование научных и культурных изменений и участия в них сатанизма;
  • Создание и совершенствование особых и специальных методов выполнения исследовательской деятельности, в том числе в областях к которым частные науки приступить не могут или, как ни странно, не хотят;
  • А главное это функция формирования мировоззрения отражающего настоящую реальность, но в её гармоничной полноте, не обезоруживающей разумное существо перед миром частично замещая предположения знанием, а пробелы в картине мира и месте индивида в нём оставляя пустыми;
  • Следуя предыдущей функции, сатанизм формирует подобие специальной идеологии на основе собственного мировоззрения, где первая служит созданию наилучших условий для реализации творческого потенциала личности в совершенствовании себя, взаимоотношений с окружающим миром и другими разумными существами.

Выявленные совпадения позволяют утверждать достоверность того, что сатанизм хоть и не самостоятельная наука или дисциплина философии, но комплекс философских концепций, формулирующий своё особое, философское же, мировоззрение. Мировоззрение с включённым в него мироощущением, мировосприятием и миропониманием на сам мир и разумное существо, а также отношения и взаимосвязи последних.

На этом перейду к подведению общих выводов по главе исследующей религию, философию и связь с ними сатанизма.

Copyrights ©Algimantas Sargelas; all right reserved