§1.Раса и нация

И как обычно, перед тем как приступать к главной теме главы, которая связана с сатанизмом, я зайду издалека и начну изыскания с явлений, роль и связь которых является предметом сравнительного интереса. В данном случае это понятия раса и нация, а также производные на их основаниях – расизм и нацизм соответственно. Но в этом параграфе я не буду касаться нацизма и расизма, а ограничусь только понятиями являющимися основаниями для первых и явлениями, которые эти понятия отражают.

Нет единого понимания понятия «раса» и его трактовка зависит от дисциплины и даже внутри последней одной и той же может различаться в зависимости от критериев оценки. Понимание «раса» в социологии, антропологии и биологии может различаться в зависимости ряда критериев и признаков как я и сказал выше, а также из-за различий предметов исследования в одном объекте. Поэтому при рассмотрении этого понятия, а также последующего «нация» я постараюсь свести воедино трактовку понятий для целостности картины и отсутствия противоречий.

В самом широком смысловом значении раса это форма группового отличия человеческих особей внутри своего биологического вида, в которой оно проявляет свои телесные (соматические) отличия по основным признакам (конституционным), таким как, например, форма черепа, цвет кожи и волос, средний рост и подобные. То есть в широком смысловом значении раса это крупные группы человеческих особей образованные на основании только основных телесных признаков идентичных по содержанию для всего человеческого вида, но различных по форме для этих групп; где раса это группа, а эти телесные признаки – расовые различия. Причём важно отметить, что отдельные признаки не указывают на точную принадлежность к определённой расе, о расовой принадлежности можно говорить по совокупности признаков; исключение это выраженный цвет кожи. Нельзя причислить особь к какой-либо расе только на основании определённого цвета глаз или волос; и тому подобных ограниченных признаков.

В узком смысловом значении понятие раса глубже и обозначает группы человека образующиеся по отличиям, возникшим в ходе биологического и социально-исторического изменения вида, которые привели к возникновению телесных и культурных отличий. Некоторые исследователи отмечают, что раса это климатическая характеристика человека и его предков обусловленная отпечатком природной среды, где он и его предки жили; с этим трудно спорить, но это не единственное в расе. Нет споров по двум расам: европеоидной и монголоидной, а вот дополнительно выделяют в одном случае негройдную расу, в других экваториальную, так же именуя её илинегро-автролоидная. Это крупные расы, которые включают ряд меньших с своей классификацией на основании большей и более детальной фенотипической биологической классификации (таксономии).

Так как соматические конституционные признаки являются в большей своей части наследственными, то принадлежность к расе определяется наследственностью, а не иными факторами (приобретёнными, случайными и другими); наследственной и пожизненной на данном уровне генной инженерии. Уже понятно, что изменение расовых признаков связано с развитием и совершенствованием человеческого вида в зависимости от условий среды и поведения рассматриваемой группы человеков в этой среде; эти зависимости могли выражаться в изоляционизме или, напротив, активному контакту с другими группами (генетический дрейф). Но это не единственной, так как имеются социальные и культурные причины селекции вида. Например, культурное восприятие необходимости укрываться от солнечного света может привести в исторической перспективе к более светлому кожному покрову, а ограничения развития отдельных частей скелета к изменению его формирования у особей последующих поколений и многое другое. Равно как уничтожение физически «слабых» особей, например, для селекции рабов способных к ручному труду, может привести к увеличению в расовой популяции физически «крепких» особей. Перечисленные примеры это социально-культурные вмешательства, изменяющие расовые признаки через наследственность, но всё равно главные признаки формируются условиями среды; например, в климатических условиях южной Африки не могла возникнуть группа с светлой кожей, в процессе пребывания в таких условиях она бы изменилась, либо ей необходимо было бы изменить среду обитания для сохранения изменяющихся признаков.

В качестве промежуточного заключения могу сказать, что:

  • Главный критерий определения расы это соматические признаки, которые являются объективными и их различие – действительность;В свою очередь соматические признаки в главном зависят от среды исторического обитания той или иной расы, то есть имеют климатическую зависимость;
  • Определение расы осуществляется на основании совокупности признаков, а не на одном или нескольких отдельных;
  • Помимо крупных (основных) рас, существуют меньшие внутри первых;
  • Расовые признаки образуются не только как следствие отражения климата, но и в ходе социально-культурных процессов.

О спекуляциях на основании как понятия раса, так и его следствиях, которые приводили к дискриминации по расовым признакам я поговорю в следующем параграфе, так как это тема расизма.

Если в отношении понятия «раса» возникают сложности, не смотря на возможность опираться на объективные соматические признаки явно различные у групп человеков, то с понятием нация и национальными признаками дела обстоят ещё сложнее. Внутри одной расы существует множество наций с зачастую настолько незначительными соматическими отличиями, что на основании их проводить классификацию представляется сомнительным занятием. Поэтому нации классифицируются по социально-культурным признакам, то есть это социологическое понятие, где производить какие-либо биологические выводы можно только с особой осторожностью. Забегая вперёд к национализму, в предыдущем предложении я говорю о том, что любые утверждения о биологическом превосходстве или, напротив, недостатках одной нации перед другой весьма сомнительны, если нации принадлежат одной расе.

Нация (латинское natio – племя, народ) – это историческая общность группы человеков, объединённых на основании общих социально-культурных процессов и их продуктов, таких как литературный язык, особенности культуры и характера, а также территория проживания. Помимо этих признаков существуют особенности возникающие в ходе связи биологических особенностей и социально-культурных, которые формируют темперамент, менталитет (способ мышления) и другие психо-соматические черты присущие определённой группе (нации). Так же часто нация отличается не только исторической территорией проживания, но и исторической формой политического образования – страной, где основное население составляет эта нация, а страна носит схожее ей название.

Как несложно заметить нация это общность, объединяемая на основании социальных, культурных и политических процессов, где главными признаками национальной идентичности являются язык, территория проживания и определённые общественные связи. Но нация отличает свою идентичность и в биологической области, то есть национальная принадлежность наследственна, а сама нация неотъемлемо принадлежит к определённой расе. В противном случае индивид сменивший место жительства (территорию обитания) и ассимилировавшийся в другой нации таким образом изменил бы свою этническую принадлежность; но это невозможно. То есть национальность врождённая и здесь возникает ряд сложностей; если в ходе детальных генетических исследований национальную принадлежность можно определить, то внутри одной расы зачастую внешняя национальная принадлежность неопределима. Например, проблематично отличить бельгийца от француза, или белоруса от русского; а незначительные единичные признаки отличий являются мифическими представлениями о национальных различиях, равно как поведенческие характеристики (какая-либо нация мелочная, а другая скупая). Поэтому в определении понятия нация и национальная идентичность возникают большие проблемы, нежели в отношении понятия раса.

Полагаться на территория, язык и менталитет тоже сложно; представлю модель, где представитель одной нации поселяет на всю жизнь на территории другой нации, овладевает языком, участвуя в социальных взаимодействиях привыкает и осваивает тот же менталитет. Да, этот индивид будет чем-то отличаться от прочих, но это в рамках погрешности индивидуальности. Тогда можно утверждать, что этот индивид изменил свою национальную принадлежность, если полагаться на социально-культурные признаки; хотя национальность неизменна – это объективный факт, доказанный в ходе генетических исследований (например, в числе прочего исследования наличия генетического следа валлийцев в населении Великобритании).

Таким образом, могу сделать вывод о том, что нация это наименьшая группа в расовой принадлежности, дополненная социально-культурными признаками, являющимися в свою очередь очень значительными в идентичности этой группы. Другими словами нация определяется биологически, но в очень значительной степени, если не в доминирующей, дополняется социо-культурно тем же языком, менталитетом и прочим. Усложнение теории нации происходит с каждым витком политических и территориальных пертурбаций от городов-государств к глобализации через феодализм и явно национальные страны.

В качестве заключения могу сказать, что раса и нация с объективной точки зрения связаны и прослеживают наследственность характерных признаков, но с точки зрения вне естествознания предметы усложняются и возникает ряд научных проблем, которые и не позволяют однозначно трактовать понятия не смотря на очевидное объективное существование явлений, которые они отражают. Но эти проблемы не являются темой параграфа и показав, что из себя представляют раса и нация я могу перейти к следующей теме – спекуляции на этих понятиях приводящих к дискриминации по расовым и национальным признакам.

Заметка "Нация и геном", рассказывающая о месте генетических отличий в определении национальности и национальных особенностей.

Copyrights ©Algimantas Sargelas; all right reserved