§5.Ноумен и феномен
Для понимания предметов этого параграфа – ноумена и феномена необходимо хотя бы вкратце затронуть понятия, на которых они базируются – сущность и явление.
Сущность – это аутентичное единство всех разнообразных форм существования или бытия любого нечто, в том числе противоречивых, отражающих самостоятельное внутреннее содержание этого нечто. «Нечто» можно заменить на «предмет» понимая, что речь идёт о завершённом и ограниченном объекте имеющим свойства и связи с другими объектами, а не какое-то конкретное ощущаемое материальное явление.
Явление в свою очередь это проявление какой-либо формы, свойства или черты какой-либо сущности или существования чего-либо, которую возможно отразить: психически или физически воспринять, почувствовать, ощутить и так далее. Явление это не только какой-либо объект ощущения в вещественном мире, так как, рассматривая имматериальное, в том числе и психику, можно констатировать, осознавать и познавать различные явления, имеющие не вещественную природу, а имматериальную. Поэтому исключение понятия имматериальных явлений при исследовании имматериального невозможно. О аргументах в защиту имматериального будет сказано далее в книге и неоднократно.
Подробнее о этих понятиях, а также о бытии и существовании я расскажу в других частях книги, а сейчас затронув важные понятия можно перейти к связанным с ними предметам этого параграфа – ноумену и феномену.
Ноумен (греческое noumenon – постигаемое) – философская категория, обозначающая умопостигаемую сущность, объект психического отражения и разумного созерцания, то есть сущность доступную только для интеллектуального, разумного, психического постижения и избегающую или неподверженную чувственному опыту, ощущению, материальному восприятию.
Акт познания какого-либо ноумена называется интеллигибельным познанием, в противоположность сенсибельному (чувственному) познанию, осуществляемому через ощущение.
Ноумены бывают трёх типов познания:
- Эссенциальное интеллигибельное познание – непосредственное познание и восприятие разумом ноумена никак иначе себя не проявляющего;
- Акцидентальное интеллигибельное познание – восприятие и познание опосредованных качеств и проявлений ноумена, которое осуществляется через его продукты. Например, познание мышления через продукты и качества мышления;
- Трансцендентное интеллигибельное познание – этим понятием обозначают существующие, в том числе теоретически, ноумены, но не доступные для познания разуму (как интеллигибельные они заведомо недоступны чувственному).
То есть ноумен, в общем, это то, что можно знать, понимать, осознавать и интеллектуально исследовать, но нельзя ощутить или материально воспринять.
Феномен (греческое phainomenon – являющееся, от греческого phainein – делать видимым, казаться) – философская категория, обозначающая явления, процессы, события, а также сущности или другие формы действительности, которые возможно субъективно отразить ощущением. То есть феномен это объект отражения ощущением, чувствами и восприятием субъекта психофизической деятельности. Что означает, что феномен не только связан с чувственным миром, но и сложнее ощущения, так как требует психического или нейрофизического отражения явления.
Феномен закономерно и верно противопоставляется ноумену; причём в сознании неточно отражается феномен как действительность, наоборот субъективный характер отражения реальности феноменальным сознанием предполагает множественные искажения в таком отражении. Но последнее говорит о том, что феноменальное сознание это всё равно одно из наиболее достоверных, которые доступны человеку, так как наш разум воспринимает и познаёт не сущность как таковую в всей её полноте, а лишь явления – проявления частей этой сущности, а к всему прочему ещё и искажает точные данные заключающиеся в явлении существующем в условно чистом виде как части сущности.
Говоря иначе, явление даже доступное для познания в своей объективной чистоте не доступно разуму полностью, так как он не способен к этому познанию объективной условной чистоты, а искажает её в той или иной мере к каким усилиям и методам чистого восприятия не прибегал бы сам разум. Если кратко, то объективное явление в частности и сущность в целом невозможно познать в чистом виде, в форме совершенной достоверности, если угодно истины, разуму остаётся довольствоваться феноменом. О категориях знание, истина, вера, достоверность и связанных с ними я расскажу в другой части книги.
Вышесказанное порождает столкновение феноменального сознания и физикализма в том, что и в какой полноте возможно к познанию, характер разума – сущностная самость или функция, границы восприятия первого, второго и третьего лица, а также многое другое, что изучает феноменология в своих предметах – феноменах и с чем с ней спорит физикализм. О феноменологии и физикализме я расскажу в следующем параграфе, а пока подведу итоги этого.
- Сущность это любое нечто реально существующее (само «существующее» и «существо» от понятия «сущность») в всей своей полноте, которая не обязательно полностью себя проявляет, если и проявляет вообще, а также не обязательно доступная к восприятию, ощущению и познанию в своей полноте. Многие сущности трансцендентны (вне рационального восприятия и познания) для разума, а прочие в многом трансцендентны, сущности доступные к полному познанию редки;
- Явление это какое-либо частное проявление части сущности, то есть явление никогда не соответствует полной сущности, а значит даже полностью изученное явление в всей его чистой завершённости не даёт знания сущности;
- Ноумен это сущность не доступная ощущениям, а значит и чувственному опыту, а следовательно ноуменальные явления не доступны ощущению. Ноумен – интеллигибельная сущность;
- Феномен это объект вещественного мира, предполагающий психофизическое и нейрофизическое отражение себя как явления или чувственной сущности субъектом ощущения и восприятия. То есть феномен требует не только восприятия, но и ощущения, а значит, субъект феноменального сознания отражает вещественные явления и сущности.
Феномен в известной степени противопоставляется ноумену и изучается феноменологией. А если просто то, ноумен это то, что мы знаем или не можем знать, но точно не можем ощутить, а феномен это то, что можем ощутить и познать, а можем и не знать; либо ноумен это имматериальная сущность и явление, а феномен материальная сущность и явления.