§1.Мизантропия и нигилизм

Кто мало живёт среди людей, редко бывает мизантропом.
Истинные мизантропы встречаются не в одиночестве, а в обществе.
Джакомо Леопарди

Превратное понимание, а точнее создание превратно воспринимаемого образа мизантропии и нигилизма в культуре и информационной среде большей своей частью обязано любой форме политической власти. Будь то власть происходящая из экономической, религиозной, чисто политической или ещё какой области, для более эффективного контроля над группами человечества эта власть, являющаяся политической независимо от происхождения, предпринимает ряд мер, среди которых создание выгодных образов всего, что может вредить этой власти. Среди этих вредных явлений мизантропия и нигилизм, любая форма этих явлений вредна для политической власти, так как ослабляет контроль. Поэтому создание строго плохого восприятия образа этих явлений естественная задача политической власти, которая давно уже решена. Однако чем более лёгкий доступ к информации имеется, тем более многое количество индивидов может понимать, что созданные фундаментальные образы социального не являются такими уж фундаментальными, даже учитывая то, что ознакомляющиеся с информацией не обязательно очень умны и сметливы. Говоря проще, сравнивая доводы обвинителей и доводы защищающихся можно понять, что обвинение не в всём неоспоримо и верно. Так и у понятий мизантропия и нигилизм есть не единая их трактовка и они не отражают только что-либо вредное, или, как иногда пытаются это выставить, болезненное в своих носителях – мизантропах и нигилистах. Но начну с этого самого превратного толкования явлений являющихся предметами этой главы.

Мизантропия (греческие misos – ненависть, отвращение и anthropos – человек) – это мировоззренческая и/или аффективная установка, выражающаяся в ненависти и отчуждённости от человечества. Суть мизантропии неоднозначна и не зависит напрямую от причин возникновения такой установки. Как я сказал ранее, большая заслуга в восприятии мизантропии и её носителя – мизантропа, принадлежит власти, так как уменьшение любых слабоконтролируемых мировоззрений являлось тысячи лет назад и является актуальным в настоящем.

По-сути мизантропия делится на деструктивную и рациональную:

  • Деструктивная мизантропия это аффективная установка, составляющая пессимистическое мировоззрение, обусловленная патологическими чертами характера (психопата-носителя), но не всегда и может встречаться у условно психически здорового индивида. Деструктивная мизантропия это та самая всеобъемлющая ненависть к человечеству в целом и каждому его отдельному представителю в частности; степень глубины такой мизантропии, впрочем как и другой её формы, зависит от определённого индивида;
  • Рациональная мизантропия это мировоззренческая установка обусловленная наблюдение, восприятием, пониманием и знанием того или иного дурного, плохого, нездорового в человечестве в целом или его группах. В этой форме мизантропии ключевой аспект рациональное, то есть не мнимое, выдуманное, или превратно трактуемое плохое в наблюдаемом объекте (человечество и его группы), а знание о действительном присутствии чего-либо дурного в человечестве и декларирование ненависти к этому.

То, что это не формы мизантропии, а сути заключается в том, что объект ненависти в них различный; мизантропия это форма ненависти в целом, так, например, есть другая форма ненависти: мизапедия – ненависть к детям. То есть деструктивный мизантроп ненавидит человечество по причине того, что оно человечество, а рациональный ненавидит человечество за те плохие явления и процессы, которые в нём (человечестве) имеются. Суть мизантропии не зависит напрямую от причин формирования такой установки, так, например, индивид, который длительное время терпел унижения от разных групп человечества может стать рациональным мизантропом стремящимся устранить плохое в человечестве, сделать его лучше; в то же время индивид, занимавшийся психологией и социологией, настолько мог разувериться и разочароваться в человечестве, что стал деструктивным мизантропом желающим сжечь человечество в муках и избавить от его присутствия мир. Всё зависит от самого определённого индивида, его разума и, как я уже говорил, причины не имеют прямого влияния на возникновения той или иной мизантропии. История знает множество ярких примеров и рациональных мизантропов, как правило, философов (Шопенгауэр, Ницше, Лао Цзы и другие) и других учёных, и деструктивных, некоторые из последних имели большое политическое влияние и причастны к значительным историческим событиям.

Что интересно: трактовка мизантропии только как аффективной установки и восприятие мизантропа как асоциального психопата была характерна, например, для тоталитарного СССР, что можно наблюдать в соответствующей литературе, изданной в этой стране. То есть инакомыслящие такой формы как мизантроп явно не приветствовались и не приветствуются с стороны политической власти, степень неприятия зависит от тоталитарности власти и её контроля за социальным мнением (это важно, если он действительно не симулякр).

Причины враждебности социума к мизантропу:

  • В-первых, сам мизантроп враждебен социуму, это в его сути и не зависит от того рациональный он мизантроп или деструктивный. А враждебность социума в данном случае является, прежде всего, ответной реакцией на возмутителя спокойствия;
  • В-вторых, враждебность, создаваемая самоуправляемыми регуляторами социума, то есть политической властью, из-за того, что мизантроп в определённой степени неконтролируемый индивид;
  • В-третьих, враждебность к всему другому, в том числе к мизантропу, у участников социума, в силу их полного включения и зависимости от массы, ставшая естественной у такого индивида не зависимо от характера (полезной, нейтральной, вредной) отличности объекта неприязни;
  • В-четвёртых, другие менее значительные причины, выходящие за рамки трёх перечисленных крупных групп.

Мизантропия в своих связях, их содержании и формах, подводит меня к другому предмету главы – нигилизму.

Нигилизм (латинское nihil – ничто) – это в широком смысловом значении неприятие общепринятых моральных норм и культуры, в узком смысловом значении формы скептицизма, направленные на осмысление моральных норм и культуры с отменой восприятия их как естественных или само собой разумеющихся (данных богом, универсальных, традиционных и оттого верных, и тому подобных).

В широком смысловом значении нигилизм связан с мизантропией, ведь ненавидя черту(ы) человечества и его продуктов в виде социумов нельзя не отвергать их регуляционно-ценностных норм и принципов, то есть морали и культуры. Хотя по поводу культуры явно условно, так как культура слишком велика, вездесуща и разнообразна (вплоть до противоречий и парадоксов внутри себя), чтобы от неё отказываться; в культуре обязательно есть что-то для каждого, по-моему, это аксиома. В узком смысловом значении в зависимости от философской концепции использующей понятие нигилизм говорить о обязательной связи с мизантропией нельзя, поэтому я и не буду этого делать. Без скептического восприятия и независимой оценки невозможно совершенствование знания, в том числе в области этики и изучаемой ею морали; таким образом, нигилизм в определённой степени полезен, всё зависит от степени его глубины и выраженности. Нигилизм явился ответом философско-этической мысли исчерпанию восприятию морально-ценностных норм как самостоятельных, непререкаемых и производящих сами себя. Нигилизм заставил отказаться от пустых традиций, идолов и ценностей в этике и аксиологии, искать новые в человеке и человечестве как их производителях, а также обосновывать найденное. На самом деле миссия нигилизма как в науке или культуре, так и в определённом человеке не завершена до сих пор и не будет завершена никогда, потому, что нет универсально верной морали (отвержение таковой и есть нигилизм по сути). Из этого можно сделать выводы о том, что, в-первых, нигилизм был и остаётся нужен, в-вторых, нигилизм полезен при его рациональном использовании. Последнее утверждение приводит меня к мизантропии; в зависимости от сути и глубины мизантропии индивид может быть нигилистом. Деструктивный мизантроп может быть сторонником полного нигилизма, которым отрицает всякую мораль и ценности в известных пределах (нет разумного существа без морали) как с рациональными причинами (пониманием и обоснованием), так и без них только по причине причастности этих норм к объекту ненависти (человечеству). Рациональный мизантроп может быть нигилистом в той или иной степени, а также не являться им, так как общепринятые моральные нормы и ценности не обязательно являются объектом ненависти рационального мизантропа (не частое явление, но возможное). Однако следует понимать, что индивид, следующий рациональному нигилизму, не смотря на рациональный подход и равно так же именно поэтому, может ошибаться в своих выводах.

В качестве заключения могу утверждать, что мизантропия не обязательно является ненавистью к человечеству только по тому, что это человечество. Мизантропия может являться формой ненависти или отвращения к какой-либо черте присутствующей у всего человечества или значительной части составляющих его групп, даже одной черте. Однако не следует воспринимать мизантропией что-либо вне ненависти или отвращения; так, например, индивид, находящий плохой какую-либо черту, например, стремление к обогащению, но идущий с ней на социальный или персональный компромисс. Мизантропия это форма ненависти и отвращения, которые не знаю компромисса и включают в себя последовательность в выполнении своей неприязни.

Homo homini lupus est (латинское человек человеку – волк).
Тит Плавт

То есть из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что любой индивид, знающий людей и то, на что они способны и кем в действительности являются, имеет ту или иную степень мизантропии в себе. А то, что понимает или нет он наличие, глубину, обоснованность и выраженность этой мировоззренческой установки у себя зависит от каждого определённого индивида, что также обуславливает и готовность компромисса с социумом или собой, что по сути устраняет или уменьшает мизантропию в индивиде. Почему мизантропия обязательно противостоит социальному? Потому, что группы человечества создают тот самый социум, тем крупнее, чем крупнее группа его составляющая. Но моё исследование этих явлений не закончено, я продолжу его в следующем параграфе на примере мизантропии и нигилизма в сатанизме.

Copyrights ©Algimantas Sargelas; all right reserved