§1.Материализм

Ранее я уже затрагивал темы материи и материализма, особенно его определённой стороны – физикализма, но в этом параграфе материализму уделю несколько больше внимания, так как один из предметов главы – материальное. Напомню, что признаки материи это протяжённость в пространстве, физическая или телесная природа (вещественная), подверженность чувственному опыту в качестве внешней причины источника ощущений, материя – составляющая вещественного мира и так далее.

В свою очередь материализм (латинское materialis – вещественный) это совокупность идей составляющая философскую концепцию о материи, её роли в мироздании и связи с не материальным. Эти основные идеи материализма можно сгруппировать по их главным суждениям:

  • Утверждение о реальности и природе сущего заключающееся в том, что помимо материи нет ничего реального и только она действительно существует и составляет всё сущее. Отсюда все процессы и причины в сущем сугубо материальны и только такие процессы и связи действительно существуют, в отличии от интеллектуальных, духовных и прочих, которые являются всего лишь вторичным продуктом материи. Сущее не только состоит только из материи, но и появилось из неё и не регулируется ничем иным кроме законов материи, а значит нет никаких духовных или божественных начал (основ) или детерминант, либо следствий, а всё в сущем может быть исследовано и объяснено языком естественных наук (физикализм);
  • Гносеологическое утверждение, отчасти затронутое в предыдущем пункте о том, что нет иных качественных различий кроме материальных, а все заявляемые якобы имматериальные качества являются на самом деле количественными и формальными различиями единого содержания и сути – материальной же. То есть всё воспринимаемое, ощущаемое, мыслимое и прочее являются продуктами материальных качеств, свойств и процессов, а значит могут быть исследованы и объяснены средствами естественных наук, в том числе предметы этики, эстетики, психологии и других гуманитарных и неестественных наук. Если кратко, то данное утверждение выводит следствие из предыдущего: если всё есть материя, то и все процессы являются материальными, даже духовные, психические, эстетические и так далее, и познано это может быть только средствами исследования материи;
  • Предыдущее утверждение ведёт к следующему утверждению-следствию о том, что в действительности нет иных настоящих ценностей кроме материальных, как то: соматическое здоровье, соматическое (телесное) удовлетворение и другие блага воплощённые в вещественной форме. Это утверждение уже имеет логическую ошибку, намекающую даже неискушённому исследователю на ошибочность материализма. Состоит ошибка в следующем: если всё сущее это материя и нет других ценностей кроме материальных, то и духовные и эстетические ценности как вторичные продукты материи имеют ту же ценность, что ставит их в один ряд с соматическим здоровьем, удовлетворением, удовольствием, вещами и прочим. Таким образом, суждение противоречит само себе и в лучшем случае оно ложно в том, что только вещественные блага действительно ценны, а вернее духовные и подобные блага как вещественные по утверждению материализма же тоже ценны уже по своей природе. В худшем случае рушится вся конструкция суждений представленных в этой группе и указывает на ложность позиций материализма;
  • Утверждение из области социологии и экономики, которым материализм устанавливает прямую зависимость исторических, социально-политических и экономических процессов от материальной природы, в том числе, ценностной, где как я писал ранее главные ценности это вещественные блага. Но так как ценностное суждение материализма содержит явные ошибки, то и его следствия распространяемые на социально-политические, исторические и экономические процессы заведомо не являются адекватными действительности и полностью достоверными.

Хотя связь разума человека и чего-то «потустороннего» первые мыслители человечества усмотрели намного раньше, чем увидели корневую связь материи и понятия, для сторонника науки идеализм проще воспринимать на основе материализма. Корневую связь материи и понятия классический материалист разум прослеживает в том, что любой вещественный предмет (явление) не представим без материальной основы этого предмета, эта концепция стала особенно популярна после выделения психологии как науки из отрасли философского знания. Из первого предложения этого абзаца видна суть того, почему он куда проще для понимания, чем идеализм. Но необходимо отметить, что качественные различия психики и материи некоторые направления материализма признают, что делит сам материализм на так называемый перспективный и вульгарный, второй смешивает имматериальные качества психики и материю. Но перспективный материализм, признавая что-то имматериальное, а значит непознаваемое исследованию материи выходит за рамки всех направлений классического материализма и собственно ставит под сомнение корневые идеи самого материализма, вследствие, чего сам подвержен критике уже по теме своей причастности к материализму. О таком специфическом материализме я расскажу в другой части книге, а здесь сосредоточу внимание на направлениях удовлетворяющих основным идеям, упомянутым ранее в группе взаимосвязанных утверждений материализма.

Как я сказал ранее, классический материализм  утверждает, что любое явление имеет под собой материальную основу и причинно-следственную связь между этой основой и окружающей такой же материальной средой. Из этого следует, что классический материализм не признаёт ничего нематериального и считает разум, время и подобные нематериальные величины следствием или продуктом материи и ограниченными ей же. Так, например время есть хронометраж процессов материи, возникающий в разуме средствами психики, а психика  в частности это сложный процесс биохимической реакции нервной системы – её продукт, включающий различные её свойства (восприятие, мышление, память и так далее) имеющие также чисто материальную основу и природу, ограничивающиеся ею - материей.

Аргументы классического материализма очень существенны и весомы в научном мире, но, несмотря на это, классический материализм пасует перед многими явлениями, встречающимися в природе. Здесь я не буду затрагивать заведомо ноуменальные сущности, а ограничусь так называемыми паранормальными, если не нравится такое понятие, то вот другое – явление «чёрный ящик». Возможно, эти явления действительно чисто материальны, установить их природу пока не представляется возможным из-за уровня развития науки, как естествознания (физика, химия и тому подобное), так и идеалистической (психология, часть философии и так далее). Но возможно эти явления что-то большее, чем материальные процессы. Аргументом в пользу последнего мнения служат эти так называемые «чёрные ящики», зачем науке создавать такие понятия? «Чёрный ящик» это понятие, подразумевающее явление, существование которого  наука признала, но так же признала невозможность установить природу этого явления (вообще, а не на данный момент, хотя возможны оба варианта). Интересное замечание: среди учёных пруд пруди нездоровых скептиков, которые в своё время утверждали, что невозможно создать многодвигательный самолёт; или утверждали, что производительность вычислительной машины сравнимая с производительностью современного персонального компьютера потребует создания системы площадью несколько квадратных километров; и так далее. Все эти утверждения теоретически объяснялись наукой того времени и, как показала практика, оказались ошибочны причём в краткосрочной перспективе и опровергнуты только совершенствованием техники, а не научного знания или разума в целом.

Благодаря такой понятийной структуре и представлениям о бытие, классический материализм по определению отрицает возможность разумного существования, да и вообще существования вне материального и не материального, а человека не отделяя от тела рассматривает как биологическую самообучающуюся машину с той или иной степенью прикрытия такого суждения, но не изменяя его по сути. Надеюсь, что из сказанного в этом параграфе стала ясна картина с материализмом: его утверждениями и основными позициями, следствиями этого и проблемами. И да, я понимаю, что здесь были исследованы только те направления материализма, которые придерживаются генеральной линии отрицания чего-либо имматериального как объектов объективной реальности, но иные направления материализма либо реально выпадают из его рамок оставаясь материализмом номинально, либо не содержат в себе точек возникновения противоречий с идеализмом и концепциями о имматериальном, что делает их безынтересными для рассмотрения вне идеализма и оппонирования, так как нет к этому причин.

Copyrights ©Algimantas Sargelas; all right reserved