§2.Физика и естественные науки
В так называемую эпоху «Просвещения» комплекс наук изучающих окружающую материальную природу получил название «естественные науки». В современности этот комплекс наук о материальной природе получил название «естествознание». Но так как само естествознание существовало задолго до оформления комплекса наук названных естественными и понималось как изучение существующего, чувственно ощущаемого в окружающем мире, то есть той самой материальной природы, то предпочтительнее употреблять именно естественные науки, если не производится ещё более точной конкретизации. А отделялись естественные науки от дисциплин с предметом другой природы – психической, духовной, социальной, то есть имматериальной в той или иной степени, зачастую полностью. Последнее, в свою очередь, предполагает понимание, что понятие природа это не то же самое, что материальная природа чувственного мира. Но о всём по порядку.
Естественные науки это комплекс научных дисциплин объединяемых изучением предметов с основными признаками свидетельствующими о их материальной природе. То есть естественные науки изучают сугубо материальные явления, процессы и тела, которые воспринимаются чувственным опытом. Такие предметы можно сгруппировать в основные категории интереса естественных наук:
- Материя – многозначное понятие эффективнее всего определяемое как дефиниция, то есть перечисление основных признаков; признаки материи: протяжённость в пространстве, физическая или телесная природа, подверженность чувственному опыту в качестве внешней причины источника ощущений, составляющая вещественного мира и так далее;
- Жизнь – особая форма организации материи именуемая «живая материя» с только ей присущими свойствами и особенностями, такими как, например, обмен веществ, регуляция функций, размножение и так далее. Не следует путать это понятие «жизнь» с бытием разумного существа как его субъективным осознанием и переживанием своего существования, тему бытия и существования я затрону в другой части книги;
- Человек – как сложная структура организации живой материи в форме организма, то есть здесь под человеком понимается его тело – организм, а также связи и свойства присущие этому организму, но с опущением сознания и подобного ему;
- Земля как планета доступная чувственном опыту человека, а соответственно экспериментальному исследованию, в условно полном объёме без каких-то препятствий. Разумеется, здесь делается послабление игнорирующее проблемы опыта в стеснённых или агрессивных условиях, например, вулканы, глубины океанов или земных недр и тому подобное; но эти проблемы незначительны по сравнению с изучением следующей категории;
- Вселенная – совокупность обозримого и предполагаемого материального пространства, максимальный практический и эмпирически истинный уровень чувственного мира. Сложности с его изучением очевидны: расстояния, крайне агрессивные среды, относительно малая фактическая изученность и другие. Здесь не включаю теорию мультивселенной как излишне частную информацию перегружающую необходимое количество информации для раскрытия темы.
Исходя из категории материального естественные науки конкретизируются по предметам своего изучения в большие группы:
- Физика, химия и физическая химия изучают материю;
- Биология, ботаника и зоология изучают феномен жизни;
- Анатомия, физиология и антропология (физическая) изучают человеческое тело;
- Геология, минералогия, палеонтология, метеорология и география (физическая) изучают планету доступную для эксперимента и чувственного опыта без затруднений – Землю;
- Астрономия, астрофизика и астрохимия изучают внеземное пространство-материю, то есть вселенную.
Таким образом, можно сказать, что суть естественных наук кроется, если кратко, в изучении материальной природы. Жизнь это форма организации материи, организмы это живая материя же, планеты и другие тела это материя и так далее.
Естественные науки оформились из натурфилософии и постепенно дистанцировались от предметов и научных влияний не свойственных им, то всего того, что не укладывается в критерии чувственного опыта и признаки материальности. Такие ограничения привели к сужению компетенции естественных наук, а в некотором смысле даже к догматичности их, в связи с фактическим существованием имматериальных феноменов и ноуменов, но невозможностью исследования их естественными науками из-за их принципиальной природы. Проблематику связанную с сказанным ранее я покажу на примере физики.
Физика – естественная наука изучающая простейшие, но одновременно наиболее общие закономерности материальных процессов, явлений и тел. Исходя из этого не существует явлений, процессов или тел материальной природы не подчиняющихся физическим законам. Именно поэтому физика выбрана для примера проблематики связанной с исследованиями естественных наук несвойственных ей областей природы.
Физика наука экспериментальная, её суждения основываются на чувственном опыте – эмпирическом исследовании, что означает, что в отрыве от математики и её символической логики теоретическая часть физики пострадает, а с включением математики в физику переносятся и специфические проблемы самой математики. Но основная проблема это ограниченность физики, собственно как и всех естественных наук в целом, в достоверном исследовании и описании самого естества, как всего естественного и существующего, так как, в качестве примера, не всё естественное материально, а отрицание последнего ещё одна проблема естественных наук в целом и физики в частности.
Отрицание этой проблематики или заявление её надуманности имеют ту же основную, но не единственную, причину, что и сами попытки исследований имматериальной природы естественными науками – догматизм. В своё время заняв в известный период истории человечества лидирующие позиции в объяснении мира естественные науки с трудом, в конкретных лицах и концепциях – это важно подчеркнуть, признают не способность дать исчерпывающие знания не то что о связке мир-разум, но и о чём-то одном. Да, практическая полезность и компетенция естественных наук в их конкретных областях это факт, но попытки исследовать неспецифические им области и природу приводит к известной проблеме, о которой далее.
Разумеется, совокупность ограниченности компетенции естественных наук происходит в примерно равной степени и от физиологии, и от химии – от каждой дисциплины естествознания, но традиционно проблематику с принципиальной непознаваемостью вне пределов компетенции естественных наук, но упорством в попытках этим заниматься и создавать суждения, претендующие на статус достоверных, называют физикализм. То есть существуют феномены и ноумены имматериальной природы, которые естественные науки исследовать не могут, но воплощая желания конкретных представителей этих наук, пытаются это делать, прибегая к различным ухищрениям, иногда доходящим до казуистики. Например, объяснение имматериальных феноменов и ноуменов как функций или следствий материальных процессов и явлений, что позволяет вроде как делать о них выводы с позиций естественных наук; вот такие попытки традиционно называют физикализмом. А если проще, то физикализм это стремление описать все научные знания языком физики, а значит утверждение, что кроме материальной природы, которую и описывает физика, ничего нет. О нём самом подробнее, а также о понятиях феномен, ноумен и других важных в исследовании этой темы я расскажу далее, а на этом параграф о естественных науках и их частном примере – физике можно объявить законченным.