§4.Бытие и экзистенция

Вообще понятие бытие ключевое в онтологии, которая и стремится ответить на вопрос «что такое бытие?» и смежные с ним, так что вот так просто рассказать о таком понятии с статусной позиции знания невозможно. Но это не значит, что нельзя заниматься исследованием понятия бытие и связанных с ним, этим я и займусь в данном параграфе.

Одним из первых в европейской философской онтологии понятие бытие было сформулировано элеатом Парменидом в ряде суждений-тезисов: в-первых, бытие неизменное и вечное единство, в-вторых, бытие это совокупность всех качеств в общем утрачивающих какую-либо определённость, в-третьих, противоположность бытия – небытие это совокупность изменчивого многообразия. Уже в времена такого рассмотрения бытия эта формулировка понятия подвергалась критике и это рационально, ведь мир в его движении и изменчивости, его многообразии и вероятностях событий и явлений не может относится к некоему небытию. Зенон, представитель античной натурфилософии, критиковал такое рассмотрения бытия как противоречащее знанию, как обыденному (здравому смыслу) так и научному. Критика связи и самих понятий бытие-небытие обнаруживала их антиномию.

Онтологические изыскания по проблемам бытия продолжались на протяжении всей истории философии и продолжаются до сих пор, но интересный прорыв в их решении удался рационализму, в том числе Декарту, который аргументами в пользу доказательства объективного существования разума и обоснования онтологического значения научного знания – продукта рационального исследования существующего вне разума обозначил связь бытия, сущего и разума в их взаимном существовании. То есть бытие уже предстало не как совокупность постоянного и вечного, а как нечто-продукт взаимодействия существующих и связанных разума и сущего. Причём в данном случае сущее это та совокупность всего существующего, в том числе временного и вечного, статичного и изменчивого, иными словами - всего. Трактовки бытия как фактической данности в новое время продолжали придерживаться некоторые направления философской мысли, например эмпиризм.

Кантовская трактовка бытия как представление разумом того или иного содержания в воспринимаемом нашла позже своё отражение в философской феноменологии и экзистенциализме, но к экзистенции я вернусь несколько позже. Важно лишь отметить, что интерпретация понятия бытие в многих направлениях так называемой классической философской мысли ушла от смешения его с сущим как совокупностью всего существующего к пониманию бытия как рационального акта восприятия. Такая интерпретация теоретических и эмпирических данных утвердилась в связке ноумен-феномен у Канта, трактовке феномена как субъективного понимания сути и содержания любого нечто разумом в философской феноменологии, экзистенции как переживания субъектом своего бытия в процессе существования и других. Следует отметить эту тенденцию в философской мысли.

В современности рассмотрение бытия уже ставшее классическим критике подвергла философия экзистенциализма, совершив попытку возвращения исторической трактовки бытия не как той или иной сущности сущего, а как общего понятия без искусственных подстановок и подмен понятия. В числе мыслителей экзистенциализма о бытии высказывался Хайдеггер, который определял его как находящееся вне теоретических построений фактическое событие в сущем, восприятие или взаимодействие с которым позволяет разуму обретать свою подлинность, то есть аутентичность и определённость.

Итак, рассмотрев изменение представлений о бытии и трактовки этого понятия в истории философской мысли могу отметить, что заметна явная связь зависимости определения бытия и формулировки его понятия от фундаментальной природы направления философии, как например, исключение идеальных, мыслимых, субъективно-рациональных и других компонентов в материалистических направлениях. Так и зависимость от объекта приложения онтологического знания определённой философией, например антропологические направления, где в центре приложения и источником знания выступает человек, трактуют понятие бытие с определяющей и ключевой позиции человека как вида, его социальных связей, а также, что главное, сущности его разума. То есть такой подход если не спекулятивен, то ограничен в неких рамках, которые в свою очередь в онтологии вредны и излишни.

Разобравшись с взглядами на трактовку понятия бытие, и перед тем как делать какие-либо собственные выводы по определению бытия и его проблем обращусь к дополнительному понятию тесно связанному с бытием и которое ещё не рассматривал, в отличии, например от сущего, сущности и существования, это понятие – экзистенция.

Исследование и использование понятия экзистенция активно происходило в схоластике и понималось как особенное существование некоего нечто, которое было следствие какого-либо другого бытия. Направленность на сознание и бытие человека понятия экзистенция было сделано рядом мыслителей, которые составляют философское направление – экзистенциализм. Категории бытия (способа существования) человека в философии экзистенциализма называются экзистенциалии и различные представители этого философского направления относили к ним переживание страхов, потерянность и отстранённость, заботы разного рода (перенесение субъективных переживаний), обязательная направленность на что-либо, проецирование в будущее (планирование и моделирование бытия) и другие особенности, которые в целом отражали особенности существования сознания и разума. Экзистенциализм ясно прослеживал отклик на кризис в социально-политической жизни и переживания разума связанные с этим, а также выводы и установки, производимые в связи с этими переживаниями. Сделав такой историко-теоретический срез, я могу сделать вывод о содержании понятия экзистенция.

Экзистенция (латинское existentia – существование, возникновение, от латинского existo – возникать, происходить, являться, существовать) – философское понятие, ссылающееся на существование и заключающееся в психическом восприятии, осознании и переживании существования и бытия. Понятие переживание не самое удачное, так как указывает на жизнь, чего в действительности нет, но лучше я подобрать не смог. Таким образом, экзистенция не тождественна существованию или бытию, а возникает из их связи, а также присуща только субъекту сознания. А теперь вернусь к понятию бытия.

На мой взгляд, бытие при отсутствии попыток его смешивать с сущим как совокупностью существующего выступает как способ существования. Бытие как способ существования нечто раскрывает вещественные неразумные сущности подчиняющиеся физическим законам существования, сущности выдуманные и кажущиеся подчинённые своим бытием законам умозрительных конструкций в той или иной мере оторванным от действительности, а также сущности разума и сознания, которые в осознании, переживании и отношении к своему существованию и бытию как способам существования формируют свою самость, индивидуальность, аутентичность, но не теряют связи с действительностью, которой подчинено само их существование как причастность к сущему.

Такое бытие констатирует существование, отвечает на вопрос «как существует нечто?», а затем как следствие отвечает на вопрос «что это за нечто» так как раскрывая его существование в движении («как, когда и где нечто существует?») и отношении (связи с сущим), содержательных признаках (суть) приводит к возможности идентификации этого нечто как чего-то определённого, даже если это вещь, в этом случае ещё и конкретного. А также даёт возможность раскрывать своё аутентичное и определённое существование разуму восприятием связи существования и способов его осуществления (бытия).

На этом описание понятий бытие и экзистенция нахожу достаточным и могу перейти к общим выводам по данной главе.

Copyrights ©Algimantas Sargelas; all right reserved