Черты и особенности философии

Фотограф Chris Wells

Черты и особенности философии

Понятное дело, что каждому направлению соответствуют свои особенности этой философии, итак, чем же они различаются. В так называемый досократический период, то есть время становления Милетский и Ионийской школ, а так же атомизма, главной особенностью философии была взаимосвязанная схема размышления (философствования) и диспута как аргументации своего мнения касаемо какого-либо вопроса. В то время часто устанавливались догмы и догматизм в целом имел засилье в исследовательской деятельности, то есть она строилась на субъективных размышлениях, а её доказательство базировалось на авторитете.

Сократ изменил многое, его методы внесли системность и большую аргументацию в научном поиске, например, сам Сократ сравнивал свои методы с майевтикой (по сути, акушерством), где оппоненту вопросами-ответами и диалогом в целом оказывается помощь в констатации определённых выводов. Но не один Сократ применял аргументацию и доказательство в отстаивании своих мнений, в целом характерная черта этого периода отличается отходом от декларативно-догматического философствования.

Ключевой чертой философии сократического периода явилось детальное изучение и классификация объектов и предметов, стоящих перед наукой, что привело к становлению и последующему формированию естествознания, например, физики, математики и других.

Следующий период отличался поиском новых источников вдохновения и мотивации совпавший с упадком в культуре, когда отрицали старые обычаи и даже богов, например, стоицизм. Особенностью философии этого периода, помимо самого нигилизма, является порой абсурдное возвышение человека в науке. Его физических, психических и моральных способностей, что отчётливо иллюстрирует попытку вымещения идеалистических явлений, таких как боги и прочее. Как показала история – попытка была не удачная, хотя гедонизм в простейших формах властвует большинством людей.

Получив «пальму первенства» Романская культура акцентировала внимание на этике и эстетике, роли человека в обществе, отношений социума и государства, то есть особенностью философии Романского периода является концентрация внимания на политических вопросах. На данном поприще преуспели не только представители романов, но и сами греки, например, Платон с его Политикой, да и политические взгляды Аристотеля (национализм) в сравнении с кое-кем будут весьма поучительны.

Эпоха эллинизма завершилась переходом от рациональной (светской) культуры к религиозному мировоззрению, пытались отринуть богов, а в итоге получили пару диких и топорных религий (христианство и ислам) разрушивших большинство достижений античной культуры и погрузивших в стагнацию Европу и Восток. Так что основная черта философии предсредневекового периода это застой культуры, деградация; недаром средневековье называют «тёмные века».

Характерные черты философии средневековья

Средневековье делиться на три периода, раннее, промежуточное и позднее, но тут я объединю их. Если в античной философии целью ставился поиск истины (научный принцип), то с расцветом религиозного мировоззрения истина считалась данной в писаниях (Заветы и прочее у христианства, Коран у ислама) и «мыслитель» как максимум мог комментировать и интерпретировать эти «истины» настолько насколько мог.

Ненависть к ересям, помимо основных психологических причин, базируется на угрозе авторитету и традиции с стороны первых, первая особенность философии средневековья таким образом – традиционализм. Остальные черты, как и первая, не новаторские – это теоцентризм, креационизм, провиденционализм.

Параллельно с европейской философией средневековья формировалась восточная философская мысль тесно связанная с исламом, становление которого произошло как раз в раннем средневековье. Я не буду тут детально и подробно рассматривать ислам, да и как плагиат христианства и авраамическая религия он не сильно отличается от христианства по своей сути, только развивался другими народами и пошёл по своему пути, изначально не такому дикому, но ненадолго.

Основная особенность философии ислама это многие противоречия Корана и Сунны, которые давали поле для спекуляций заинтересованных в этом лиц. В ходе исследовательского поиска ответов на вопросы теологии возникали весьма своеобразные гипотезы. Интересна гипотеза мутазилитов базирующаяся на идеях Аристотеля, которая отрицала изначальность и вечность Корана, так как это походило на признание второго бога и, следовательно, если Коран рукотворен, то его священность ставится под сомнение. Это одно из многих противоречий, что не удивительно – в любой религии их множество, как и парадоксов. Противниками какого-либо рационального подхода к вопросам теологии ислама были сунниты традиционалисты, которые требовали принимать Коран и Сунну как истину, то есть догмат.

Выраженное ослабление религиозного мировоззрения в Европе способствовало обращению внимания мыслителей к окружающему миру, концентрации на проблемах человека и его места в окружающей действительности – началась эпоха Возрождения. Характерная черта философии Возрождения это формирование концепций отводивших человеку роль равную богу – созидательную; человек ставился творцом культуры, что нашло своё взаимное отражение в искусстве, науке и социально-политических процессах.

Особенности философии постсредневековья

Усложняясь антропоцентричные концепции Возрождения были улучшены в философии Нового времени, когда появились школы рационализма, эмпиризма и субъективного идеализма. Позже, в этих процессах через романтизм и идеи просвещения своё становление прошла классическая немецкая (германская) философия с таким её ярким направлением как объективный идеализм. Отличительных особенностей философии этого периода много и все они очень интересны, но перечислить их вкратце тут не представляется возможным. Например, Кант констатировал и обосновал моральный базис в самой личности, который отвергал необходимость принуждения («Если нет бога, то всё дозволено?» Ф. Достоевский) и императива с стороны, которым ранее выступал выдуманный бог.

Итак, мы подошли к периодам создавшим три основные школы составляющие современный дискурс философии – это материализм, дуализм и идеализм. Своё становление в примерно таком облике как сейчас эти школы прошли в периоды Неоклассической и современной философии. Ключевой особенностью современной философии является развитая методология и различные подходы к  конкретным вопросам, но эта же методология порождает свою проблему. Безусловно свои характерные черты имеют и другие современные школы и крупное направление современности – постмодернизм, но детально о этом я расскажу в отдельной статье.

Стоит отдельно отметить, что разумные существа родившиеся несколько десятилетий назад, в том числе я, и если заставшие становление постмодернизма, то с скептицизмом относящиеся к нему с трудом могут без спекуляций подвергать его критике.

(c) Algimantas Sargelas

Другие статьи по философии

Copyrights ©Algimantas Sargelas; all right reserved